Как перестать гоняться за конкурентами и найти свою уникальность.

Раннее утро.

Прохладный бриз

Шум моря

Удовольствие

Радость

Бег

Это ваша свобода, ваш способ побыть с собой, подумать о важном, насладиться природой.

Но почему в бизнесе все не так приятно?

Гонка за конкурентами

Постоянное соревнование

Кто быстрее, дешевле, уникальнее, необычнее?

Ты только вышел на старт, а уже позади?

Когда все бегут, сложно сделать так, чтобы заметили вас.

Конкурент заворачивает свои товары в крафт-бумагу? И вам нужно!

У всех конкурентов есть шоу-рум, а у вас только доставка с примеркой? Срочно искать помещение!

Все гонятся за охватами в инстаграме? И вам нужно скорее заполнить профиль!

Непрерывная гонка. Это изматывает, не дает сфокусироваться. Мешает работать.

Получается, что конкуренция — это плохо?

Не совсем так.

Конкуренты, которые работают в вашей нише (Если у вас есть сложности с определением ниши, посмотрите наш чеклист вот здесь)  — ваши помощники, по крайней мере на этапе вашего старта.

конкуренты. чеклист

 

Но не все, что есть у конкурентов, должно быть у вас. Не сравнивайте свое начало с чужой серединой: вы не знаете ничего об их структуре затрат, инвесторах и  договоренностях с поставщиками. Но раз в вашей нише есть успешно работающие компании, значит в ней есть клиенты, готовые платить. И это уже отличный старт для вас.

Так как превратить конкурентов в помощников?

Сначала проанализируйте, что и как они делают:

  1. как выглядит их предложение, что они продают (название, упаковка, “бонусы” за покупку и тп)
  2. кто их клиенты, что они пишут об их сервисе/продуктах (раздел “отзывы” на сайте, комментарии в соцсетях)
  3. какие у них цены, делают ли скидки и когда
  4. какие у них каналы общения с клиентами (сайт, инстаграм и тд)
  5. как клиент может разместить заказ (емейл, мессенджеры, и тд)
  6. Дают ли рекламу, есть ли партнерские размещения (гивэвеи, розыгрыши в инстаграме, участие в совместных акциях с другими брендами), участвуют ли в маркетах и тп.

Отметьте все, что важно для вас, но чего нет у конкурентов.

Что дальше?

Традиционный бизнес-подход говорит нам “превзойти конкурентов в наиболее важных для клиента областях”. И если мы последуем этому совету, то вернемся к тому, с чего начали: соревнованиям и вечному бегу.

Мы предлагаем вам уйти от вечной гонки, и снова получать удовольствие от бега, создав в своей нише “голубой океан”

Начнем с цитаты:

Представьте себе рыночную вселенную, состоящую из двух видов океанов: алых и голубых. Алые океаны символизируют все существующие на данный момент отрасли.  Это известная нам часть рынка. Голубые океаны обозначают все отрасли, которые на сегодня еще не существуют. Это неизвестные участки рынка…нет конкурентов

[…] В алых океанах границы отрасли определены и согласованы, а правила игры в конкуренцию всем известны. В голубых океанах конкуренция никому не грозит, поскольку здесь правила игры еще только предстоит устанавливать.

Создатели голубых не равнялись на своих конкурентов. Вместо того чтобы сосредоточивать все свои усилия на борьбе с конкурентами, компания делает конкуренцию ненужной, создавая такой скачок в ценности для покупателей и для себя самой, что тем самым открываете новое, не охваченное конкуренцией пространство рынка”.

В. Чан Ким. Рене Моборн. “Стратегия голубого океана” Манн-Иванов-Фербер, 2017г.

Звучит, конечно, красиво, но как этого достичь?

Говоря простым языком, вам нужно найти в своей нише ту часть, в которой еще никто не работает.

Самый известный пример “голубого океана” — это Cirque Du Soleil.

Если вы были на их представлениях, то знаете, что там нет животных, известных спортсменов, и все действо больше похоже на театр, чем на привычный цирк. При этом они ездят с гастролями по всему миру, а билеты на представления раскупаются с космической скоростью, даже несмотря на достаточно высокую цену.

Как это им удалось?

На картинке вы видите стратегическую канву традиционного цирка и Cirque du Soleil. На вертикальной оси отмечается важность того или иного пункта для бизнеса (от низкой к высокой). На горизонтальной — важные для этого бизнеса пункты: цена, “звезды-артисты”, животные, продажа напитков/снеков внутри, уникальное место, тема представления, музыка и т.д.

  • Если вы посмотрите на традиционный цирк, то увидите, что цена билетов там как правило не высокая
  • Для них важно привлекать известных артистов цирка
  • Животные очень важны для традиционного цирка. Это то, на чем они обязательно делают акцент.
  • Тема представления — не имеет особого значения.
Теперь посмотрите на кривую Cirque du Soleil
  • Цена билетов достаточно высокая
  • Цирк представлен по всему миру, в некоторых городах, например в Лас Вегасе, шоу идут практически каждый день, поэтому делать акцент на одной звезде противоречило бы их бизнес модели
  • Животные — это не очень важно для них
  • Тема представления — это один из факторов, который делает Cirque du Soleil уникальным. Каждое представление посвящено какому-то событию, вокруг которого строится все шоу.

На первый взгляд, традиционный цирк, и Cirque du Soleil — это цирки. Но при ближайшем рассмотрении становится понятно, насколько второй отличается.

Они перевернули модель традиционного цирка, добавили театральности и стали уникальными. Им совершенно неважно как работают другие цирки, по каким критериям они пытаются обогнать друг друга. Конкуренция для них стала неважна.

конкуренты. чеклист

Мы предлагаем вам сделать то же самое, что сделал Cirque du Soleil и многие другие компании.

Создайте свой голубой океан.

Возможно, сделать это сразу для своего бизнеса будет немного сложно, поэтому вы можете сфокусироваться на одном продукте или сервисе.

Начните с вопросов:
  1. Каковы нормы в моей индустрии?
  2. На чем фокусируются все?
  3. Как вы можете отличиться?
  4. Обратите внимание на:
    1. Цены
    2. Клиентский сервис
    3. Дизайн
    4. Брендинг
    5. Гарантии

 

Если вам нравится такой подход, то мы рекомендуем использовать его как можно чаще.

Скачайте чеклист «как перестать гоняться за конкурентами» и сделайте стратегическую канву своего бизнеса и вам больше никогда не придется мучительно думать над вопросом “так а чем вы отличаетесь от других, почему я должна купить у вас”?

Вы всегда будете знать, ответ на эти “почему”

конкуренты.

 

 

 

 

 

 

Ваша команда Marketing Freedom

6 мысли о “Как перестать гоняться за конкурентами и найти свою уникальность.”

  1. Интересно. Отстройка от конкурентов всегда важнейший этап в развитии даже независимо от масштабов дела. Про «голубой океан» очень поучительно, но, наверное, таких голубых океанов не могут быть сотни и тысячи?

    1. спасибо 🙂
      океанов, наверное, не может быть сотни тысяч, но столько и не нужно. главное — найти свой. В мире множество кофеен, итальянских ресторанов или книг по мотивации — главное четко понимать, что и для кого делаете

  2. Как кстати ваша статья. Пару месяцев как открыла бизнес и чуть не попала в эту ментальную ловушку бенчмаркинга, делать как у конкурентов. Очень близка мне теория голубого океана, важно не забывать о ней в коммерческой суете!

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *